Голубь

ПАМЯТКА программы "АНТИСТРЕСС"

О назначении сеанса

Как Вы помните, программа сеанса «Stress-off» / «Антистресс» рассчитана, во-первых, на снижение болезнетворного напряжения, обусловленного социальными и культурно-психологическими факторами; во-вторых, на уменьшение последствий такого напряжения. Ниже представлены важнейшие пункты программы. Они составляют основное содержание ПАМЯТКИ. А предваряют их несколько принципиальных положений.

 

Что такое рекультурация?

В отличие от любых других живых существ, люди в своей жизнедеятельности опираются не столько на врождённые формы поведения, то есть инстинкты, сколько на опыт своих предшественников. Поскольку опыт, передаваемый из поколения в поколение, это культура, можно то же сказать иначе: человек — культурное существо... К сожалению, современная культура всё более и более противоречит своему исконному предназначению (обеспечивать человеку полноценную жизнедеятельность), превращается в антикультуру… Следуя этому опыту, наши современники массово приходят в болезнь. А коренной причиной такого положения является коммерческая природа нашей цивилизации. Для преодоления проблем, обусловленных уродством и дефектами нынешней культуры, а хронический стресс – одна из них, необходимо существенно обновить свою культурную позицию. Рекультурация — это и есть такой апгрейд…

 

Культурные шаблоны, выражающие различные средства и способы усиления реакций адаптации

Как известно, всё нынешнее общественное устройство зиждется на принципах обогащения, то есть наживы, и конкуренции… Сейчас эти принципы оказались естественным образом доведёнными до абсурда, и потому обернулись болезнетворными извращениями образа жизни и культуры… По мере естественного обострения конкуренции она давно превратилась в изнурительную борьбу за жизнь. При этом каждый человек вынужден постоянно напрягать все свои жизненные силы. Сейчас для большинства людей такое напряжение является уже чрезмерным… Так что фактически это, используя терминологию Селье, дистресс – состояние, при котором естественные механизмы адаптации, то есть приспособления, истощены или сорваны. Чтобы существенно улучшить своё самочувствие и здоровье, надо постараться, во-первых, вывести свой организм из состояния хронического дистресса; во-вторых, избавиться от связанных с ним болезнетворных культурных стереотипов… Поскольку данная задача является системной, для её решения необходимо иметь несколько фундаментальных понятий, которые и представлены ниже.

Понятие о болезнетворных культурных стереотипах,

которые по своему происхождению прямо связаны с хроническим стрессом. Одни из этих стереотипов предназначены для уменьшения нервно-психического напряжения; другие – для усиления приспособительных реакций на него… Фактически всё это – средства повышения планки возможной устойчивости к стрессорам, – то, что Селье называл словом гетеростазис…которые по своему происхождению прямо связаны с хроническим стрессом. Одни из этих стереотипов предназначены для уменьшения нервно-психического напряжения; другие – для усиления приспособительных реакций на него… Фактически всё это – средства повышения планки возможной устойчивости к стрессорам, – то, что Селье называл словом гетеростазис…

Понятие о том, что некоторые из средств, предназначенных для обеспечения гетеростазиса, сами по себе болезнетворны

Что касается средств и способов снятия напряжения, то наиболее популярными являются:

• алкоголь вообще и пиво в частности
• транквилизаторы
• опиаты и подобные им вещества
• успокаивающая музыка, медитация, молитвы
• гамак, кресло-качалка
• имитаторы материнской груди
• молоко и молочные изделия
• переедание вследствие поиска успокоительного действия пищи.

Что касается способов усиления адаптационных реакций, то они образуют две группы:

1-я группа (в неё входит всё то, что призвано усиливать функции так называемой стресс-реализующей системы):
• курение
• различные стимуляторы (кофеин, «энергетизаторы», тонизирующие пищевые добавки, андрогены)
• поваренная соль
• жвачка
• представление себя хищником и питание преимущественно мясными продуктами
• острая пища
• триллеры
• «боевые искусства»
• взвинчивающая музыка
• «моржевание»...

2-я группа (в неё входит всё то, что позволяет усиливать функции так называемой стресс-лимитирующей системы):

• сахаристые и крахмалистые продукты
• продукты, обладающие выраженным трофотропным действием, то есть усиливающие ночную сторону обмена веществ...

Нынешнее состояние цивилизации таково, что противостоять всем факторам, вызывающим хронический стресс, опираясь лишь на природные способности, практически уже невозможно. Поэтому человечество давно научилось поддерживать себя в гетеростазисе с помощью перечисленных выше и подобных им средств. Они же в большинстве своём отнюдь не безвредны.

Понятие об alter Ego

Поскольку по своей природе человек социален, в субъективной реальности каждого из нас социум присутствует постоянно в качестве другого Я (alter Ego). В силу такого фактического положения вещей вся жизнь человека очень сильно зависит и от того, как общество устроено, и от того, как строятся отношения с ним… Сейчас многие болезни являются прямым следствием, во-первых, уродства самого современного общества; во-вторых, отношений, при которых homo homini lupus est – (лат.) человек человеку волк…

Изменить общество в одиночку, к сожалению, нельзя, а вот выработать верное отношение к его «волчьему оскалу» и избавить себя от противоестественной для человека «волчьей личины» и можно и следует… Следует также, во-первых, стараться не отождествляться с болезнетворным общественным строем; во-вторых, окружить себя людьми, с которыми можно строить жизнь на основе дружества и сотрудничества.

О системном кризисе современной цивилизации

Это понятие о том, что человеческое общество уродливо и болезнетворно для образующих его индивидов не по своей изначальной природе, а потому, что сейчас оно находится в глубоком системном кризисе, который обусловлен доведением до абсурда основного принципа его устройства – принципа наживы: конкурируя между собой с целью обогащения, люди давно исчерпали возможность достигать этого без существенного вреда и для биосферы Земли, и друг для друга... При этом двумя магистральными направлениями гуманитарного кризиса, то есть кризиса человеческой природы, являются: товарная денатурация продуктов питания и потребительская деформация личности.

Что касается товарной денатурации продуктов, то суть этого явления сводится ко всё большей и большей их порче вследствие насыщения добавками, которые призваны улучшать товарные свойства, но противоречат природным способностям человека...

Что касается феномена коммерческой деформации личности, то он заключается в том, что основными чертами наших современников оказываются: потребительское отношение к жизни, взаимная враждебность, индивидуализм и дефект родовой функции.

По мере переполнения рынка разнообразными товарами основным направлением конкуренции стало формирование потребительского спроса, так как на этом направлении она наиболее эффективна... Формирование же потребностей в их полноте — по сути, есть воспитание человека... И это «воспитание» направлено не на формирование гармоничной личности, устремлённой к полноценной самореализации, а на формирование алчного потребителя, то есть человека, который всем строем своей души нацелен лишь на максимальное удовлетворение потребностей в качестве покупателя тех или иных всё более вредных товаров и услуг. В данном контексте слово «потребитель» оказывается явно противопоставленным всему лучшему в человеке, ибо действительные свойства наших современников уже во многом противоречат человеческой природе. При этом для необходимого рынку извращения сферы потребностей нужна не культура, а антикультура...

Об антикультуре

По означенным выше причинам всё более мощный пласт современной культуры составляют различные болезнетворные программы... Среди навязанных ими стереотипов наиболее вредными являются: постоянное употребление алкоголя; курение; взвинчивающая музыка; хронический недосып, обусловленный сдвигом досуга на позднее вечернее и ночное время; широкое использование содержащих кофеин тонизирующих напитков и шоколада; излишнее потребление поваренной соли и других веществ, усиливающих симпатоадреналовую реакцию; преобладание в повседневном меню трофотропных, крахмалистых и сахаристых продуктов, то есть продуктов, усиливающих вагоинсулярную реакцию… Положение существенно усугубляют и детерминированные антикультурой болезнетворные психоэмоциональные установки. Из них основными и наиболее опасными представляются три: мизантропия, индивидуализм и деформация родовой функции.

Что касается мизантропии, то это неприязнь к другим людям, человеконенавистничество. - В обстоятельствах жестокой социальной конкуренции другой человек воспринимается не как товарищ, с которым сотрудничаешь и соревнуешься, а как враг… Мизантропия – состояние чрезвычайно болезнетворное, так как в пределе неприязнь распространяется и на собственную человеческую природу…

Что касается индивидуализма, то он является идеологической основой антикультуры, фактически – её коренным принципом… Эта психоэмоциональная установка чрезвычайно болезнетворна, так как она в корне противоречит социальной (= общественной) природе человека…

Что касается мизантропии, то это неприязнь к другим людям, человеконенавистничество. - В обстоятельствах жестокой социальной конкуренции другой человек воспринимается не как товарищ, с которым сотрудничаешь и соревнуешься, а как враг… Мизантропия – состояние чрезвычайно болезнетворное, так как в пределе неприязнь распространяется и на собственную человеческую природу…

Что касается болезнетворной деформации родовой функции, то она чревата чреватой антропоптозом и игнавией...

Антропоптоз – это феномен социально обусловленной самоликвидации человека, а игнавия – особое низкоэнергетическое состояние с пониженной прочностью организма. Подробнее об этих явлениях можно узнать на сайте rekult.ru.

Развёрнутое представление об антропоптозе можно получить, познакомившись с одноименной брошюрой С.П. Семёнова (Антропоптоз. Социально обусловленная самоликвидация человека. – СПб.: «ТАТ», 2007). Профилактике и преодолению этого состояния посвящён специальный сеанс рекультурации, называемый «Реэйминг», или «Перст Указующий». Профилактике и преодолению игнавии посвящён специальный сеанс рекультурации, называемый «Энерджайзинг».

О контркультуре

В ситуации фактического господства антикультуры человек, готовый сопротивляться её болезнетворному влиянию, стремящийся вести более или менее здоровый образ жизни, должен, прежде всего, озаботить себя нивелированием уже воспринятой тлетворной информации. А нивелировать её можно только путём освоения и усвоения контркультуры, то есть системы понятий, представлений и психоэмоциональных установок, отменяющих таковые антикультуры. В нашем случае это АУТЕНТИЗМ.



АУТЕНТИЗМ — АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ


С основными положениями аутентизма можно детально ознакомиться на сайте authenthism.ru

Поскольку аутентизм — это весьма сложная идеологическая система, на сеансе «Stress-off» представлена лишь пара основополагающих принципов аутентикации, то есть движения к самому себе, и соответствующий кодекс поведения. Восприняв эти принципы и этот кодекс, каждый может самостоятельно двигаться в сторону оздоровления.


ПРИНЦИПЫ АУТЕНТИКАЦИИ

• Первый и основной принцип нашей культурно-психологической практики – принцип аутентичности, принцип соответствия самому себе (греко-латинский термин authenthicus означает подлинный, достоверный, соответствующий самому себе). Согласно этому принципу, человек лишь тогда здоров и благополучен, когда в организации своей жизни не противоречит собственной натуре.

• Второй фундаментальный принцип – принцип ренатурации. Слово ренатурация – неологизм: оно образовано по аналогии со словом "денатурация" и обозначает обратный процесс – восстановления натуральных человеческих качеств.


Общие правила ренатурации

Основные правила такой коррекции суть следующие.

1-е правило. — Оно определяет самореализацию. – Надо сдерживать себя во всём, что явно противоречит общечеловеческой натуре.

2-е правило. — Оно определяет отношение к потребляемому. – Надо предпочитать натуральное и соответствующее натуре человека денатурированному и явно противоречащему природе людей.

3-е правило. — Оно определяет отношение к другим существам. – В отношениях с людьми, с обществом, с другими существами надо исходить из того, что все взаимосвязаны. Это правило прямо противостоит коренному принципу современного общества — принципу индивидуализма…

4-е правило. — Оно определяет отношение к различным надындивидуальным образованиям. – Следует избегать необдуманных идентификаций...

Все пункты программы, представленной ниже, соответствуют означенным правилам. А сама она составлена из психологических рекомендаций, выражающих аутентичную позицию в части осуществления родовой функции и в части отношений с окружающими.


ПРОГРАММА РЕНАТУРАЦИИ В ЧАСТИ РОДОВОЙ ФУНКЦИИ


Для пожилых

Людям старше 55-60 лет целесообразно культивировать психологическое состояние «эйдж фри», которое не только позволяет сохранять относительную молодость, но и предполагает соответствующий физиологический строй...

Что значит быть человеком «эйдж фри»?.. – Во-первых, надо стараться избегать таких ситуаций, когда приходится вести себя несообразно возрасту... Во-вторых, надо сознательно культивировать: мужчинам спелое мужество и сообразную ему мудрость, а женщинам – и мудрость, и изящество, и доброту...

Самые распространённые ошибки суть следующие.

Стремление всегда оставаться сексапильной женщиной или энергичным сексуальным самцом – оно серьёзно противоречит натуре пожилого человека...

Ошибка, очень опасная для женщин, попирающая природное женское изящество, – подражание мужчинам в культурных ориентациях, в общении, в привычках... – Женская гармония предполагает совершенно иное...

Распространённейшая ошибка – застревание в родительском состоянии...


Для молодых

Надо оптимизировать половую жизнь...

Помните! – Полноценное сексуальное удовлетворение двухчастно: нужна и психосексуальная разрядка, и опыт физического взаимодействия, ощущения от него. А путеводной звездой в организации половой жизни должно быть чувство любви…


ПРОГРАММА РЕНАТУРАЦИИ В ЧАСТИ ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
И С ОБЩЕСТВОМ


Что надо делать, чтобы оптимизировать психологическое состояние в части отношений с другими людьми и с обществом в обстоятельствах хронического стресса и засилья антикультуры.


Кодекс поведения

Поскольку исторически соответствующие правила и образы наиболее точно отражены в различных духовных учениях, некоторые формулировки заимствованы из них. Поскольку же современная наука позволяет опираться и на открытые ею законы, в ряде мест использованы формулировки Ганса Селье и Конрада Лоренца


1. Нельзя идентифицироваться с разлагающимся обществом – есть риск разложиться самому...

Сейчас, стремясь отстоять своё право на жизнь и здоровье, надо, во-первых, посильно ослабить чувственную связь с разлагающейся социальной структурой; во-вторых, обнаружить в себе интерес к инстинктивно предопределённому идеалу общественного устройства…


2. Старайся избавиться от ненависти к другим людям…

О какой ненависти идёт речь?.. – О той, которая сокровенно присуща каждому из нас по причине принадлежности к цивилизации, зиждущейся на антагонизме, на борьбе. Фактически каждый наш современник вынужден вести непрекращающуюся войну со всеми, используя христианские слова о любви и милосердии лишь для прикрытия. Но человек, испытывающий пусть даже неявную ненависть к другому человеку, неизбежно аутоагрессивен... Если это для Вас актуально, необходимо ясно осознать социальную природу повышенной агрессивности и таким образом, перенаправив чувства на истинного виновника, избавить себя от аутоагрессии…

Согласно Лоренцу, «переориентирование агрессии – это самый простой и самый надёжный способ обезвредить её»... И, разумеется, надо стараться уменьшить накал самих агрессивных чувств. При этом стоит иметь в виду следующие сутры из Дхаммапады – древнего сборника буддийской мудрости:

(291) «Тот, кто ищет себе счастье, причиняя страдания другим, запутавшись в тенетах ненависти, не освобождается от ненависти».

(3) «„Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня“. У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается».

(4) «„Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня“. У тех, кто не таит в себе таких мыслей, ненависть прекращается».

(5) «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она».


3. Избавься от неуместной боевой готовности

Поскольку сейчас «человек человеку волк», каждый из нас, ожидая нападения, невольно находится в постоянной боевой готовности, более того – всю жизнь психологически вооружается. Такое положение чрезвычайно пагубно сказывается на здоровье. – Сама по себе постоянная мобилизационная готовность есть не что иное как дистресс… К тому же постоянная боевая готовность предполагает бурную реакцию на любую вредность, так что вред от неё оказывается больше, нежели от вызвавшей её вредности… Стоит регулярно заниматься релаксацией под специальную фонограмму.


4. С опорой на христианскую лексику, 4-й пункт кодекса звучит так: Отвратись от «дьявола»...

По своей сути эта формула справедлива вне зависимости от того, верите Вы в существование дьявола или не верите. – Социально заданная установка на борьбу, на агрессию, естественно, актуализирует образ абсолютного Противника. В современной культуре таким Врагом представляется дьявол. Сейчас этот персонаж и его присные – едва ли не самые популярные «герои» фильмов, книг. Так вот, даже если не принимать в расчёт возможность объективного существования дьявола или чего-то подобного ему, ни в коем случае нельзя игнорировать ущерб, который в связи с заострением его образа практически неизбежен по психологическим причинам. – Посредством весьма абстрактного образа абсолютного Врага человек открыт для множества вполне конкретных агрессивных факторов среды, которые под маской дьявола неразличимы, так что адекватной реакции на них нет.

Чтобы положение посильно исправить, следует дезактуализировать образ Врага. Для этого надо, прежде всего, достаточно ясно осознать, что отнюдь не человек является врагом человеку, а всего лишь изжившая себя организация общества... Не менее ясно должно быть осознано и то, что человек человеку друг – homo homini amicus est. Наконец, если для вас приемлемо религиозное миропонимание, вполне естественно противопоставить образу абсолютного Врага – образ абсолютного Друга – Бога или его Посланника, персонифицирующего всю ту благодать, которая исходит от Мира...


5. Ни в коем случае нельзя записываться в «дьявольскую рать»...

Имея дело с неодолимым противником, человек инстинктивно склонен сдаваться на его милость, подчиняясь ему… Так вот, если человек, капитулируя перед социальным Злом, заключает в своём сердце сделку с персонифицирующим его Дьяволом, ситуация оказывается для него сугубо болезнетворной. И это понятно, ведь отождествление с Врагом человеческого рода фактически означает отречение от собственной натуры...


6. Надо избавиться от установки всем угождать

В обстоятельствах всеобщего отчуждения и ненависти, конечно, очень хочется быть любимым. А как получить признание и любовь окружающих, если все одержимы принципом «купли-продажи»? – Одним из весьма распространённых способов иллюзорного решения этой проблемы является бессознательная психологическая установка на то, чтобы быть хорошим, нравиться… – Беда в том, что человек, одержимый стремлением быть хорошим для всех, постоянно служит чужим интересам и фактически теряет при этом собственную жизнь… В связи с этой проблемой вспоминается следующая сутра из Дхаммапады:

(166) «Пусть он не пренебрегает своим собственным благом, как бы ни было велико благо другого. Познав свое благо, пусть он будет привержен высшему благу». Надо искать таких отношений, при которых и Вы любите, и Вас любят не за какие-то отчуждаемые качества, а просто как человека. Иными словами: нельзя подменять любовь торговлей.


7. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя…»

Поскольку для каждого из нас ближайшим другим является его собственное тело, постольку отношение к нему фактически предопределено отношением к другому человеку. Сейчас это отношение является враждебным и, следовательно, аутоагрессивным, калечащим. Исправить положение можно только одним способом – возлюбив другого, как самого себя...

В своём кодексе поведения Ганс Селье заповедал «поступать так, чтобы завоевать любовь других». В деле оптимизации межличностных отношений эта формула, безусловно, справедлива, тем более, что Любовь, какою бы она ни была, предполагает поиск ответного чувства... Но, вопреки мнению автора, она ни в коей мере не заменяет заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя», ибо только эта христианская заповедь нивелирует проблему аутоагрессии интрапсихически...


8. «Не строй дом на песке…»

Это слова известной евангельской притчи, но по своей сути они верны, разумеется, для всех народов и во все времена... А сейчас, когда господствует принцип обогащения и человек вынужден всю свою жизнь тратить на добычу денег, на накопление всякой всячины, отчуждая и отчуждая себя, они звучат весьма актуально. Нелепость такого положения убедительно показана в работе одного из самых авторитетных психологов прошлого века Эриха Фромма – «Иметь или Быть».

Вот цитата из неё: «…В обществе, высшей целью которого является иметь – и иметь как можно больше – и в котором один человек может сказать о другом: «Он стоит миллион долларов»… кажется, что сущность бытия заключается именно в обладании, что человек – ничто, если он ничего не имеет».

А ведь на деле, согласно самым авторитетным источникам, сущность бытия в ином. Например, в Евангелии от Матфея находим: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». С психологической точки зрения всё точно так: чем больше своих сил человек тратит на накопление богатств, тем меньше их остаётся для того, чтобы быть человеком, чтобы жить…

Вот подходящая сутра из Дхаммапады:

«„Сыновья – мои, богатство – моё“, – так мучается глупец. Он ведь сам не принадлежит себе. Откуда же сыновья? Откуда богатство?»


9. Мало знать, как надо действовать, – надо учиться действовать как надо…

Это должно быть совершенно понятно, ведь для того чтобы следовать принципу аутентичности, полагаясь на собственные истинные чувства, надо прежде обнаружить их и очистить путём ренатурации. Эту работу никто друг за друга сделать не может. Вот две подходящие сутры из Дхаммапады:

(19) «Если даже человек постоянно твердит Писание, но, нерадивый, не следует ему, он подобен пастуху, считающему коров у других. Он непричастен к святости».

(165) «Ибо сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собой. Одному другого не очистить».


10. Созидайте содружество!

Мало посильно чувственно вывести себя за пределы кризисной социальной структуры, надо постараться улучшить ближайшее окружение и обязательно искать своё место в социальном завтра... Согласно Селье, «стресс, вызванный необходимостью уживаться друг с другом, – главная причина дистресса». Поэтому «лучший способ избежать вредоносного стресса – избрать себе такое окружение (жену, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям...».

Человек – существо до мозга костей социальное, поэтому он не может и не должен быть одинок. Сообщество близких людей, основанное на дружестве, каждому из нас столь же необходимо, как пища или семья. Это тем более так, если человек движим человеколюбием. Вот что написано на сей счёт в одном из конфуцианских трактатов:

«Учитель сказал: Человеколюбивый человек не останется одиноким, у него обязательно появятся близкие ему (по духу)»...


Вообще же созидание нового типа общности людей – одна из магистралей здоровых усилий каждого, кто устремлён в Будущее. На смену нынешней, рыночной, цивилизации идёт цивилизация, основанная на синергии, то есть на сотрудничестве и любви...